Рекламный баннер 990x90px top
+18
USD 76.33
EUR 87.02
19 Января, Среда
Рекламный баннер 468x60px posleobjav

«Святки, т. е. святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления

11:16 09.01.2021



Святки отмечались по всей России и считались молодёжным праздником. Особенно яркими и весёлыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

Запрет на вечернюю работу касался всех, его нарушителям выказывалось неодобрение всем деревенским обществом. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетёт лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье.

Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.

Почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Павел Засодимский, Леонид Андреев, Максим Горький. В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова. А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».
Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории.

6 ЯНВАРЯ - Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества - вечером гадали и совершали различные магические действа.

7 ЯНВАРЯ - Рождество.

8 ЯНВАРЯ - Бабьи каши - праздник повивальных бабок и рожениц - в Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и приносили им разную еду, после чего было принято кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили помощи и защиты у пророка Давида - музыканта и укротителя гнева.

9 ЯНВАРЯ - Стефанов день - в этот день нанимали батраков.

11 ЯНВАРЯ - день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом - с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе "куры будут клевать огурцы"...

12 ЯНВАРЯ - Анисья - желудочница - по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме - "если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной"...

13 ЯНВАРЯ - день святой Маланьи или Васильева коляда - раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года - в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года - "Под Василья ведьмы крадут месяц" - "Если в ночь ветер дует с юга - год будет жаркий и благополучный, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая и фруктов"...

14 ЯНВАРЯ - Василий Великий - покровитель свиней - по старому календарю этот день приходился на 1 января, т.е. на Новый Год.

15 ЯНВАРЯ - Сильвестров день - куриный праздник - на этот день не ели яйца и курицу - в курятник вешали "куриного бога" - в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть - его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер - лихоманок - дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья.

16 ЯНВАРЯ - Пророка Малахии - "На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти..." - "На Малахия дом метелками обмахивай" - в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека - обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: "Дедушка - доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води"...

17 ЯНВАРЯ - В этот и следующий день женщинам запрещалось шить - считалось, что тогда ребенок родится слепым...

18 ЯНВАРЯ - Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник - основной день святочных гаданий - накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках - собирали снег для беления холстов и умывания - в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится...

19 ЯНВАРЯ - Крещение, Богоявление - "В богоявленскую ночь небо открывается". "Крещение - со святками прощение"...

Почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Павел Засодимский, Леонид Андреев, Максим Горький. В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова. А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».
Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории.
945

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock