Рекламный баннер 990x90px top
+18
USD 76.33
EUR 87.02
19 Января, Среда
Рекламный баннер 468x60px posleobjav

#Сказочныймарафон

17:41 07.01.2021

#Читайисмотри

Поздравляем с наступающим православным Рождеством!


Сегодня мы вновь обратимся к классике. На сей раз мы перенесёмся во времена Российской Империи, ибо с тех давних пор невозможно представить православный Рождественский Сочельник без сказочной повести русского классика Н.В. Гоголя
"Ночь перед рождеством".
Начнём с личности автора.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик.
Родился Николай Васильевич в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребёнком, а всего в семье было 12 детей.
Говоря о биографии Гоголя нельзя не сказать об обучении его в Полтавском училище. А в 1821 году он поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учёбе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Ещё в детстве Гоголь полюбил театр, и в училище он был участником почти каждой театральной постановки.

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актёром и занимался литературой. Актёрская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.
Его первым литературным трудом, считается поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная им ещё в Нежинской гимназии в 1827 году, а изданной в Петербурге под псевдонимом В.Алов.
Это была романтическая "идиллия в картинах". После издания поэмы в типографии Плюшара в июне 1829 года, на неё появилось несколько отрицательных отзывов. В частности, язвительные отзывы об этой поэме появились в журнале "Московский телеграф". После этого Гоголь со своим слугой Якимом выкупил все доступные экземпляры собственной поэмы и сжёг их у себя в номере.
Однако этот неудачный опыт не останавливает писателя и уже 1831 году (на сей раз уже под своим именем) Гоголь публикует первый том своей знаменитой книги "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Второй том выходит в 1832 году.
"Вечера на хуторе близ Диканьки" - это сборник рассказов, посвященых обычаям и традициям украинского народа.
По сюжету рассказы книги якобы собрал и издал "пасечник Рудый Панько".

На сей раз публика приняла произведение автора куда более благосклонно. Сам А.С.Пушкин писал о книге так : "Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…"

В последствии Николай Васильевич напишет ещё множество произведений, ставших культовыми для русской и литературы. А влияние Гоголя на своё творчество признают такие писатели как Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский, Рюноскэ Акутогава, Фланнери О’Коннор, Франц Кафка и многие другие.

Но вернемся к нашей небольшой повести (всего около 24 страниц) изданной во втором томе "Вечеров" - "Ночь перед Рождеством".
В "Ночи перед Рождеством" Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный вечер, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и Оксаны, дочери богатого козака.

Мотивы "того света" и "дива" ("чуда") являются ключевыми в повести "Ночь перед Рождеством" и восходят к традициям язычества и христианства, нашедшим яркое отражение в украинском фольклоре, мифологии и в украинской обрядовой культуре.

События в повести происходят в "святой вечер" (укр. Свят-вечір, Багатий вечір, Свята вечеря). В этот вечер готовят двенадцать постных блюд, собираются всей семьёй, читают молитвы, поминают усопших, молодые люди носят еду своим крёстным матерям и отцам. В этот вечер все ждут первую звезду, чтобы разговеться. Центральным блюдом на предрождественском столе была кутья (в повести Вакула вспоминает про "голодную кутью", то есть постную), приготовленную из даров природы — символ дальнейшего благополучия, процветания и оберег от злых сил.

Издавна считается, что в Свят-вечер происходят удивительные и волшебные события, необычайные превращения и даже встреча с нечистой силой, которая должна отступить перед христианским праздником Рождества. В повести "Ночь перед Рождеством" такие необычайные превращения встречаются повсеместно (ведьма превращается в Солоху, чёрт — в коня и т.д.). Волшебные события происходят и в земном мире: кузнец Вакула оседлал самого чёрта, слетал в Петербург, достал у самой царицы черевички для прекрасной Оксаны.
Как известно, христианские праздники начинаются ещё накануне, поэтому вечер и ночь включены в их сакральное время. Кроме того, ночь в языческой традиции славян считается временем особо магическим и особо действенным, когда вся нечистая сила выползает из тёмных углов и необходимо ей оказывать активное противодействие. Вечер и ночь — время любовной печали, скорби по несчастливой судьбе. С вечером и ночью связан в народе целый ряд поверий (На ночь не отдают одолженные деньги, не выбрасывают мусор, не выливают воду после купания ребёнка и т.д.) Символический атрибут ночи — чёрный конь (не случайно у Гоголя чёрт превращается в Петербурге в коня).
Повесть "Ночь перед Рождеством" ориентирована на устную традицию, то есть на рассказывание некой истории, которое прерывается песнями, шутками, сценками из народного быта — ссорами (укр. сварками), драками (укр. бійками), слухами (укр. чутками).
Повесть состоит из отдельных новелл, каждая из которых основана на конкретном эпизоде, но эти новеллы внутренне связаны между собой, а финал каждой из них создает эффект ожидания продолжения, что также характерно для фольклорной структуры украинских "вечорниць".

Отметим ещё и то, что "вечорниці" в украинском фольклоре — это некая синтетическая структура, где органично соединены слово, музыка, танец, театрализованные действа, где бытовое может соседствовать с сакральным, мистическим, где смешное и страшное могут присутствовать одновременно. Для "вечорниць" характерно многоголосие, стилевое разнообразие, постоянное обращение к собеседникам, а вернее — к участникам действа. Эта художественная особенность наблюдается в повести "Ночь перед Рождеством".

На структуру повести "Ночь перед Рождеством" повлияли также традиции украинского вертепа, где представление разыгрывалось в разных ярусах — верхнем (небесном) и нижнем (земном). В верхнем ярусе показывали религиозные сюжеты, а в нижнем — смешные сценки из народного украинского быта. Традиционными персонажами украинского вертепа были Богородица, Иисус, Ирод, Чёрт (в верхнем ярусе), Баба, Москаль, Цыган, Шинкарь, Дьяк (в нижнем ярусе). Главным и самым популярным героем вертепа был Козак (Запорожец) — наиболее динамичный персонаж, он всегда выходил победителем во всех сценках.

В повести "Ночь перед Рождеством" представлены знаковые персонажи украинского вертепа — баба (Солоха, ткачиха, Переперчиха), дьяк, Голова, козак, кузнец, красавица (Оксана), царица, кум. За ними закреплены характерные черты: баба хитрая и сварливая, герой смелый и целеустремленный, красавица гордая, царица справедливая и великодушная, козак всезнающий и всемогущий, голова глупый, кум пьяный, дьяк похотливый и т.д.

Повесть имеет множество постановок и экранизаций. Это и оперы: "Черевички"1887г. Чайковского (так же существует фильм-опера 1944 г.); "Ночь перед рождеством" Н.А.Римского-Корсакова; и одноимённый немой фильм В.А.Старевича, снятый в 1913 году, и мультипликационные фильмы (наиболее известный из них полнометражный советский мультфильм 1951 года), и российско-украинский кино-комедийный-мюзикл, снятый в 2002 году.

Мы же остановим внимание на советской экранизации 1961 года
фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки" режиссёра А.А.Роу.

Фильм Роу по праву считается одной из лучших экранизаций произведений Гоголя. Роу, как и во всех своих картинах, удачно сочетает игровые эпизоды с анимацией, комбинированными съёмками и спецэффектами, которые порой были по-настоящему революционными для своего времени.

Первоначально у создателей картины была мысль снимать натурные эпизоды в тех местах, о которых рассказывается в повести – в деревне Диканька, расположенной в Полтавской области Украины.
Но съёмки фильма проходили в марте 1961 года; и зимнюю натуру снимали под городом Кировском (Мурманская область), где была построена украинская деревушка. В массовых съёмках приняли участие местные жители. Они же 15 декабря 1961 года стали первыми зрителями картины в местном Дворце культуры.

В целом лента была принята зрителями чрезвычайно тепло, о чём свидетельствует и отзыв газеты "Кировский рабочий", поместивший подборку материалов о картине под общим заголовком "Очень хороший фильм!"

С названием фильма у Роу возникли проблемы. В СССР даже само слово "Рождество" не только писалось с маленькой буквы, но и как бы не одобрялось для употребления.
Поэтому забавно, что именно в разгар хрущевской антирелигиозной кампании начала 60-х годов при экранизации "Ночи перед Рождеством" режиссёром-сказочником Александром Роу было выбрано общее заглавие ранних гоголевских повестей.

"Вечера на хуторе близ Диканьки" ("Ночь перед Рождеством") 1961
Жанр: Киносказка
Режиссёр: Александр Роу
Автор сценария: Александр Роу
В главных ролях: Александр Хвыля, Людмила Мызникова, Юрий Тавров, Людмила Хитяева, Сергей Мартинсон, Анатолий Кубацкий, Георгий Милляр
Композитор: Аркадий Филиппенко
Страна: СССР
Длительность: 66 мин.

Гоголь. Нечистая сила в "Ночи перед Рождеством". Русская классика. Начало: https://www.youtube.com/watch?v=mRwZQsvFV3M

Подробнее о цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" читайте здесь:https://polka.academy/articles/660

https://www.youtube.com/watch?v=TA848CMttHI

Приятного просмотра!)


Книги Н.В.Гоголя вы можете взять и прочитать в нашей библиотеке! YouTube1:29
1418

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock